Есть два типа людей – люди оседлые, живущие долго на одном месте, и номады – кочевники, странники, путешественники, для которых важнее дорога. Бывает, что оба типа встречаются в одном человеке, и наступает время, когда домохозяин чувствует, что пришла пора отправляться в путь. И если при этом не хочется расставаться с любимым домом, оказывается, есть способ взять его с собой. Рассказываем, как появилась и воплотилась в жизнь универсальная идея автодомов – удивительных домов на колесах для отдыха и путешествий.
Наверное, все началось с цыганских кибиток, в которых странствующий цыганский табор жил и перемещался дорогами старой Европы… А может – и с торговцев или бродячих христианских миссионеров, которые ездили дикими и опасными путями Нового Света в своих простеньких фургончиках.
И уже с конца 19 – начала 20 века вольные путешествия в домах на колесах стали более массовым явлением, и люди порой целыми семьями отправлялись в путь. Где-то в 1930-х годах сформировалась целая отрасль на стыке домостроительства и автомобилизма.
Философия караванинга: жизнь в доме на колесах
Явление стали называть «караваннингом» (англ. caravanning). Целые семьи и отдельные люди решили – время от времени или постоянно – перемещаться между городами и весями и жить в дороге в своих домах на колесах, не завися ни от отелей или съемного жилья, ни от классических палаток на природе.
Стали возникать и целые караванные поселки, к которым можно было присоединиться со своим автодомом, и воспользоваться инфраструктурой и удобствами, чтобы через время снова отправиться в путь. Дома на колесах позволяли остановиться в любом выбранном месте – в городе или на дикой природе – и какое-то время пожить там в свое удовольствие. С тех пор и по сей день караваннинг стал неотъемлемой частью способа жизни многих людей в США, Австралии, Новой Зеландии, в западной и восточной Европе.
Какие же существуют разновидности домиков на колесах?
Кемперы и караваны: два вида передвижных домов на колесах
Есть несколько видов передвижных домов, которые предназначены для путешествий или недолгих остановок в выбранных местах. Также существуют передвижные дома для стационарного или длительного проживания на одном месте с возможностью перемещение в другое, описание которых не попало в наш обзор.
Автодома (кемперы) – это дома, собранные на основе автомобиля. В жилом помещении, занимающем весь корпус автомобиля, кроме кабины водителя, располагается бытовая инфраструктура привычного жилья: спальные места, кухня, санузел, автономные системы жизнеобеспечения и т.д. Обычно длина жилого модуля не превышает 3-6 м, а ширина – 2 м. Но существуют и более вместительные разновидности кемперов, представляющие собой, по сути, жилой автобус, в котором могут располагаться даже 2 этажа жилых помещений. Более сложная конструкция такого автодома может включать, например, автоматизированные системы управления энергоресурсом, возможность трансформации интерьера в зависимости от различных нужд, расширения площади за счет раздвижных стен и т.д.
Жилые прицепы (трейлеры, караваны) не имеют собственного моторного привода и перемещаются с помощью тягача, в качестве которого обычно выступает легковой автомобиль. Жилой модуль размещается на одной или двух колесных парах, в зависимости от размеров дома, которые варьируются в пределах 4-8 м в длину и 2,2-2,5 м в ширину. Такой дом на колесах представляет собой одно помещение с отдельным изолированным модулем санузла (туалет и душ). Обычно трейлер включает гостиную, спальные места, кухню, необходимую мебель и рассчитан чаще всего на проживание от 3-4 до 8 человек (для моделей с двумя колесными парами). Караван рассчитан на автономное проживание в нем в среднем до 2 недель. При подключении его к стационарной инженерной инфраструктуре (электроэнергия, водоснабжение, канализация) такой дом на колесах может стать временным или постоянным местом жительства на длительный срок. Трейлеры (караваны) благодаря его габаритам, цене, простоте и удобству пользования – это наиболее распространенный вид домов на колесах.
Сфера применения домов на колесах
Караваннинг в автодомах или трейлерах открывает человеку свободу легко путешествовать вместе с домом на колесах, чтобы пожить какое-то время в другом городе или на природе, вдали от цивилизации, не лишаясь городского комфорта. При этом путешественник экономит на отелях, общественном транспорте и зачастую на ресторанах.
Трейлер даже может служить временным или более-менее постоянным местом проживания в ситуации отсутствия постоянного жилья. В условиях подключения к инфраструктуре, в утепленном варианте трейлер-прицеп может стать альтернативой постоянному жилью, что может пригодиться для решения жилищного вопроса вынужденных переселенцев.
Технологии, применяемые в передвижных домах, постоянно развиваются. Применяют все более совершенные современные материалы, повышается доля IT-компонента, уровень комфорта, расширяется ассортимент применяемых аксессуаров.
Эксплуатация домов на колесах
Автономный режим эксплуатации автодомов и трейлеров рассчитан в среднем на период до 2 недель. По истечении этого времени понадобится подзарядка аккумуляторов, пополнение запасов воды, опорожнение контейнеров с отходами. При планировании путешествия и мест стоянок нужно заранее продумать решение этих задач.
Утилизация отходов требует специальных мест и условий. Например, для утилизации использованной воды достаточно будет ямы с дренированием, а для отходов из туалета понадобятся специально-приспособленные решения.
Наиболее распространенные виды трейлеров не рассчитаны на эксплуатацию в холодное время года, и потребуют дополнительного обогрева в морозы, что повлечет повышение затрат. Для холодов есть специальные утепленные виды трейлеров. Дополнительно к стандартному газовому обогреву они снабжены добавочным аккумулятором и электрическим обогревом. Более дорогие модели домов на колесах могут быть снабжены еще и водяным отоплением, смонтированным в полу и стенах жилого модуля.
Использование автомобильного дома в холодных условиях потребует также обогрева баков с жидкостями или их опорожнение в случае, если жилой трейлер не используется, во избежание заморозки и повреждения.
Стоимость автодомов и трейлеров
На украинском рынке есть модели мобильных домов как класса «люкс», так и «эконом» – как новые, так и уже бывшие в эксплуатации. Наибольший спрос приходится на трейлеры-прицепы, как более универсальный в применении и менее дорогой вариант.
Цена трейлера варьируется от модели, состояния и «пробега» (для подержанных) и составляет порядка $10-20 тыс. для новых моделей и $5-12 тыс. для подержанных. При этом прицепы с одной колесной парой обычно на 25 % дешевле тех, которые имеют две. Цены на автокемперы в среднем значительно выше цен на прицепы-трейлеры.
Подобрать подходящие комплектующие для домов на колесах можно в каталоге AL-KO. Заказать их можно в сервисных центрах наших партнеров.
Comments