При выборе дышла легкового прицепа обычно сравнивают возможности V- и I-образных моделей. Однако приводя аргументы в пользу того и другого решения, важно учитывать не только возможности разных дышел, но и требования к прицепам европейских и национальных отраслевых стандартов, в том числе ОСТ 37.001.220-80 и ДСТУ 3850-99.
Попробуем сравнить V- и I-образные дышла, сохраняя беспристрастность в суждениях.
Аргументы за и против V- и I-образных дышел
Наиболее часто в пользу разных моделей дышел приводят такие аргументы:
V-образное дышло – более жесткое. Если взять за отправную точку прицепы с V- и I-образными дышлами, где используются одинаковые конструкции крепления, класс метала и профиль металлопроката, то V-образный вариант, действительно, будет более жестким. Однако рассматривать дышло само по себе нельзя, так как оно является частью конструкции рамы и/или шасси. И потому с точки зрения жесткости и прочности прицепа важнее не форма дышла, а прочность материала и свойства узлов, обеспечивающих крепление. Так что при выборе формы дышла важно учитывать не только жесткость, но и экономическую целесообразность решения.
V-образное дышло обеспечивает большую стабильность на дороге. Нужно понимать, что любое дышло неправильной геометрии (например, неправильно сваренное) не обеспечит нужной стабилизации. К тому же, важно учитывать, что дышло сцепляется с тягачом с помощью сцепного устройства, у которого есть регламентные углы, обеспечивающие эксплуатационные свойства авто с прицепом (возможность преодолевать неровности, выполнять повороты и т.д.). Поэтому при условии одинаково качественной конструкции прицепов с разными формами дышел, единственный фактор, влияющий на поведение авто на дороге и способный усугубить воздействие дорожных условий, – правильность загрузки прицепа. А если мы говорим о равных условиях, то наибольшее влияние на стабильность авто с прицепом оказывает не форма дышла, а конструкция сцепного устройства. И лучшим в этом смысле будет сцепное устройство с фрикционными пластинами, которые за счет «сжимания» шара фаркопа смогут гасить колебания прицепа.
V-образное дышло лучше приспособлено к креплению запасного колеса. Здесь важно отметить, что хотя пространство между автомобилем и прицепом хочется использовать, прикрепить запасное колесо можно не только горизонтально (на элементах дышла или рамы прицепа). Можно организовать и вертикальное крепление «запаски», что можно осуществить как на V-образное, так и на I-образное дышло.
V-образное дышло лучше приспособлено к перевозке длинных грузов. Здесь важно отметить, что воспользоваться удлинителем можно при любой конструкции дышла. Но нужно понимать, что чем длиннее дышло, тем сложнее маневрировать и выше риск потери контроля или поломки прицепа. Поэтому при перевозке длинных грузов вопрос не столько в геометрии дышла, сколько в увеличении нагрузки на сцепное устройство и точку крепления дышла к раме. Поэтому при увеличении нагрузки больше страдает именно фаркоп, а не прицеп. Кроме того, стандарты устанавливают максимальные габариты легковых прицепов. Последние не должны превышать длину равную 1,5 длины тягача, но не более 8 м. Эти ограничения касаются конструкции прицепов в целом вне зависимости от формы дышла.
V-образное дышло упрощает конструкцию самосвала. Хотя Т-образная конструкция шасси, которая используется с I-образными дышлами, не удобна для сборки самосвала, существуют технологии, которые позволяют «опрокинуть» прицеп вне зависимости от конструкции дышла. Например, можно использовать специальные торсионные подвески, которые опускаются на 21 см по отношению к базовому положению. Также для этой цели применяют разные опоры и стойки. Кстати, если прицеп не оснащен, например, лебедкой с тормозом, то опрокидывание груза на незакрепленном транспортном средстве может привести к непредвиденным результатам. И потому использование регулируемой подвески или рампы с возможностью незначительного изменения угла рамы прицепа гораздо безопаснее.
I-образное дышло обеспечивает лучшее маневрирование. Безусловно, прямая конструкция дышла удобнее для маневров, но на дышле могут быть закреплены опорное колесо, стояночный тормоз и запасное колесо, которые создают помехи для маневров не меньше, чем специфическая форма V-образного дышла.
V-образное дышло дешевле и проще в изготовлении. Отчасти это так, но простота и точность изготовления не имеют прямого отношения к качеству конструкции как таковой, ведь ошибиться можно при изготовлении любого изделия. Да и разница в стоимости разных вариантов дышел весьма условна на фоне цены прицепа в целом с учетом всех его элементов и комплектующих.
Что лучше: V-образное или I-образное дышло
Выбор в пользу конструкции того или иного типа дышла обычно можно услышать от производителей, которые и производят модель данной конкретной формы. А с точки зрения потребителя форма дышла прицепа – это больше вопрос личных предпочтений.
Ведь мы выбираем прицеп как целостное функциональное решение, а не дышло с большей или меньшей надежностью. Наоборот, акцент на надежности дышла может сыграть злую шутку с новоиспеченным владельцем. И потому в прицепах регламентируется вес навесного оборудования и способы его снаряжения. Мы не рекомендуем рассматривать треугольник V-образного дышла, как увеличение полезной площади прицепа, если это не предусмотрено производителем.
При покупке прицепа важнее обратить внимание не на форму дышла, а на характеристики прицепа и их соответствие вашим потребностям. В первую очередь важно учитывать вопросы сервисного и технического (гарантийного и послегарантийного) обслуживания, определить место для хранения прицепа и т.д.
Автоприцепная техника AL-KO
Компания AL-KO занимается разработкой самых разных решений для автомобильных прицепов, и в ассортименте продукции AL-KO есть не только варианты прямых (I-образных) и треугольных (V-образных) дышел, но и регулируемые по высоте складные дышла, которые позволяют реализовать широкий перечень возможных задач.
Запчасти AL-KO отвечают стандартам и нормам ЕС и пользуются популярностью во всем мире. На страницах каталога товаров вы можете ознакомиться с ассортиментом доступной продукции и подобрать товары с учетом максимальной нагрузки. Заказать комплектующие можно в сервисных центрах наших партнеров.
Comments