Автоприцепная техника AL-KO: как правильно загрузить прицеп

Обновлено: 23 дек. 2021 г.

Правильность расположения груза на прицепе существенно влияет на безопасность и комфорт управления автомобилем. Узнайте все о том, как нужно распределять вес на прицепном устройстве и как избежать наиболее распространенных ошибок при загрузке прицепа.

Казалось бы, в том, чтобы правильно загрузить прицеп, нет ничего сложного. В крайнем случае, всегда можно посмотреть любительские видео в интернете и узнать о том, что «основной вес нельзя располагать на противоположном от сцепного устройства краю прицепа, за его осью». Ведь это будет стимулировать раскачивание прицепа.


Однако, если глубже разобраться с вопросом загрузки прицепа, окажется, что это не единственное существенное ограничение:

  • Размещение груза задней части прицепа опасно не только увеличением колебаний, но и смещением центра массы прицепа, а также не проектным вектором и силой нагрузки на сцепное устройство. А это может привести и к раскачиванию, и к произвольному отсоединению прицепа.

  • Размещение груза в передней части прицепа тоже чревато проблемами. Часто они выражаются в повышенной нагрузке на шар фаркопа и замковое устройство, а также в уменьшении пятна контакта рулевых колес авто с дорогой. А это в свою очередь снижает управляемость и негативно сказывается на тормозном пути автомобиля с прицепом.

Такие ошибки загрузки прицепа приводят к разрушению элементов конструкции, как авто, так и прицепа, а также способствуют увеличению появления аварийных ситуаций.

примеры размещения грузов на прицепе

Принципы управления авто с прицепом

Прежде всего, важно учесть то, что масса авто с прицепом – это не общая масса объекта и даже не сумма масс – тягача и прицепа. С точки зрения физики движущихся тел масса авто с прицепом включает:

  • Массу автомобиля, которая состоит из массы снаряженного авто, веса водителя и пассажиров, а также суммы массы грузов и нагрузки, приходящейся на сцепное устройство.

  • Массу прицепа, которая состоит из суммы масс снаряженного прицепа и груза. Причем масса прицепа указывается в техпаспортах без учета дополнительного оборудования. А значит при установке опциональных комплектующих, нужно пересчитывать массу прицепа. Фактическая масса в любом случае не должна превышать максимальную разрешенную массу прицепа.

Также важно учитывать и то, что предельная масса буксируемого груза для каждого авто своя, и это значение тоже должно влиять на особенности загрузки прицепа.


Читайте также: Автоприцепная техника AL-KO: что такое автомобильный прицеп?


Что влияет на загрузку и управление прицепом

На загрузку прицепа влияет его конструкция:

  • Количество осей. Принципы управления прицепом с одной, двумя или более количеством осей существенно отличаются. По большому счету это совершенно разные прицепы, у которых сильно отличается маневренность и способность самостоятельно удерживать вес.

  • Тормоза наката. Наличие тормоза наката в тормозном прицепе тоже существенно меняет характер поведения автомобиля с прицепом. Тормоза прицепа способны компенсировать не только дорожные ситуации, но и ошибки загрузки.

  • Сцепное устройство. Прицеп можно оснастить сцепным устройством AKS, обладающим стабилизационными свойствами для компенсации раскачивания, что тоже повлияет на поведение прицепа на дороге.

И все же, при загрузке любых прицепов учитывают золотое правило: тяжелый груз нужно располагать над центром масс прицепа. Для простоты понимания можно сказать, что груз размещают над осью одноосного прицепа или посередине между осями, если их больше, чем одна. Но разрешается чуть смещать груз в сторону тягача, если грузоподъемность осей тягача больше, чем прицепа.


Как проверить правильность расположения груза на прицепе

Прежде всего, важно знать полную массу груза и внимательно сверять фактический объем загрузки с технической документацией авто и прицепа. Правда, у серьезных автопроизводителей есть современные способы решения для этой задачи.


Так, Volvo оснащает свою технику системой Nivomat. Этот элемент задней подвески исключает проседание кузова. Кроме того, у ряда производителей прицепов, есть решения с инструментами отображения уровня текущей загрузки прицепа. Мало того, для грузоперевозчиков даже разработаны приложения, которые помогают оценить загрузку автомобиля или прицепа с помощью компьютерной техники или смартфона.


При этом учитывайте, что нормативные значения загрузки прицепа и тягача чаще всего соответствуют условиям эксплуатации авто на дорогах с уклонами до 12%, расположенных на высоте до 1000 м над уровнем моря.


Если вы используете легковой прицеп в других условиях, учитывайте, что:

  • при уклонах более 15%, буксировка прицепа авто с передним приводом затруднена, так как нагрузка уменьшается до такой степени, что колеса могут свободно проворачиваться;

  • допустимую массу прицепа нужно уменьшать на 10% полной массы авто с прицепом на каждые 1000 м высоты над уровнем моря. Это обусловлено тем, что при снижении атмосферного давления уменьшается процент кислорода в воздухе и ухудшается качество воздушно-топливной смеси, что снижает эффективность работы двигателя;

  • на авто с антиблокировочной системой ABS допустимую массу легкового безтормозного прицепа уменьшают на 50 кг;

  • центр тяжести загруженного прицепа должен быть как можно ниже.

Что важно знать о конструкции прицепа

Особенности загрузки прицепа влияют и на его конструкцию. Например, прицепы для моторной и для парусной лодки одного размера и веса будут отличаться. Ведь у моторной лодки основная часть груза расположена на корме, а у парусника – в центральной части, в районе киля.


При незначительном весе основного груза и сопоставимом дополнительном инвентаре – конструкция прицепного устройства для разных лодок может отличаться незначительно или даже может быть одинаковой.


Но чем больше будет вес моторной лодки, тем ближе к задней части прицепа должна будет находиться ось прицепа, иначе груз будет создавать проблемы при транспортировке. А если говорить о яхте, то при увеличении ее массы смещением оси дело не ограничится. И для регулировки нагрузки на заднюю ось тягача и сцепное устройство, понадобится дополнительная ось прицепа.


Таким образом, для правильности загрузки прицепа важно учитывать не только вес, но и габариты груза.


Автоприцепная техника AL-KO

Комплектующие и зачасти для прицепов AL-KO отвечают самым высоким стандартам качества, установленным в Европейском Союзе. На страницах каталога, вы можете познакомиться с ассортиментом этой и другой продукции для прицепов, а также подобрать товары с учетом нагрузки и условий эксплуатации. Заказать и купить изделия можно у наших партнеров.