Как управлять авто с прицепом: геометрия движения автопоезда

Обновлено: 17 дек. 2021 г.

Управлять автомобилем с прицепом намного сложнее, чем просто легковым авто. Узнайте больше о геометрии движения автопоездов и транспортных средств с прицепами.

Мы уже рассказывали о самых разных критических факторах, которые увеличивают износ и создают проблемы при движении автомобиля с прицепом. Например, мы уделили внимание:

Но есть еще один аспект, который мы пока не рассматривали, – это геометрия движения автомобиля с прицепом, или автопоезда.


Места и точки вращения авто с прицепом

Для того чтобы понять, как автомобиль с прицепом выполняет маневры и входит в повороты, мы решили разделить этот вопрос на составные части и описать отдельно поведение тягача и прицепа.

радиус поворота автомобиля

Геометрия движения автомобиля-тягача

Как известно, любое транспортное средство поворачивает вокруг центра окружности. Но мало кто из неопытных водителей задумывается, что автомобиль не может выполнить идеальный круг. Причин тому несколько:

  • соотношение значений колеи и расстояния между осями;

  • диаметр колес и форма их поперечного сечения;

  • углы наклонов колес по отношению к авто и точкам крепления;

  • скорость движения транспортного средства;

  • количество рулевых осей и т.д.

Поэтому при выполнении поворотов разных транспортных средств нужно учитывать разные специфические особенности. Например, на двухколесном транспорте возможен поворот наклоном. А при движении автопоездов с увеличением размера авто пропорционально увеличивается и радиус поворота.


Читайте также: Автоприцепная техника AL-KO: как правильно загрузить прицеп


Другой пример: колеса поезда, как известно, делают в форме усеченного конуса с основой внутрь. Это нужно для того, чтобы каждое колесо при повороте проходило разную дистанцию, а центростремительная сила смещала их на необходимую величину. В результате поворот поезда происходит из-за изменения радиуса колеса, которая становится больше на внешней стороне, где больше расстояние от центра оси.


Автомобиль испытывает аналогичные проблемы и помещен к тому же в более жесткие условия:

  • каждое колесо авто проходит путь разной длины, но при этом они не имеют они не имеют конического уклона;

  • каждое колесо имеет свой радиус, угол и точку начала поворота, и при поворотах с малым радиусом разворота эти отличия очень ощутимы;

  • траектория движения центра поворота и расстояние до него зависят и от скорости движения авто;

  • если задние колеса авто не управляются рулем, то они тянутся за рулевыми по хорде с разным потенциалом сопротивления в трении и качении.

Производители авто стараются решить эти проблемы самыми разными способами, уменьшая, например, радиус поворота и углы наклона колес при их вывороте.


радиус поворота автомобиля с прицепом

Геометрия движения прицепа

В случае с автопоездом или автомобилем с прицепом нужно учитывать еще и точку сцепки тягача с прицепом или полуприцепом. Поэтому внутреннее колесо последней оси прицепа может не только крутиться на пятачке, но и (например, на полуприцепах) иметь собственную отличающуюся окружность.


Немаловажными здесь являются не только габариты самого прицепа, но и длина дышла. То есть, чем длиннее прицеп/полуприцеп, тем он пропорционально ближе к центру поворота.

Однако на практике точек поворота может быть несколько. Например, так происходит поворот длинномерного тягача с полуприцепом на узких улицах, пересекающихся под прямым углом. И если в контролируемых условиях законы физики можно использовать во благо, в неконтролируемых они могут стать проблемой.


Одна из проблем управления автомобилем с прицепом – так называемое «складывание». Под этим термином понимают то, что при выполнении поворота происходит «занос» транспортного средства в своеобразной форме. На смещаемую с траектории движения заднюю ось тягача здесь действует дополнительная сила, которая буквально выталкивает авто с траектории движения под углом к хорде окружности поворота. Происходит это за счет шарнирного соединения сцепного устройства.

Центры масс и высота авто и прицепа

Больше всего нас интересует соотношение клиренса автомобиля и прицепа. Не менее важна и высота просвета на точке сцепления, при жесткой сцепке. Даже если вы абсолютно правильно загрузите, распределите и закрепите груз, но при этом клиренс прицепа будет отличаться от клиренса авто, без соответствующего дышла вы получите фактически рычаг гуськового типа:

  • если прицеп выше, он будет отрывать передние колеса от дороги;

  • если – ниже, он будет отрывать задние колеса;

  • плюс добавляется колоссальная нагрузка на раму авто при линейном движении;

  • и увеличенная нагрузка на подвеску с колесами во время поворотов.

В результате малейшая ошибка в управлении, например торможение в повороте, может вызвать серьезные проблемы при управлении авто. И чем больше скорость, тем сложнее избежать их развития и последствий. При этом мы не принимаем во внимание внешние факторы, такие как потоки ветра, которые дополнительно усложняют управление при разности парусности и центров массы авто и прицепа. А еще нужно не забывать о разности давления в колесах прицепа, что особенно критично сказывается на управлении одноосным прицепным устройством.

Геометрия движения автомобиля с прицепом в трехмерном пространстве

Итак, мы разложили на составляющие основные аспекты движения автомобиля и прицепа. Теперь нужно разобраться, как их совместить и что нужно знать об управлении автопоездом.


Многое может решить полный привод, а также правильно подобранная масса и габариты авто. Однако и здесь облегчение управления можно заметить лишь до определенного момента. Поэтому выделим все существенные факторы:

  • зеркала заднего вида, в которые видно не только траекторию маневра прицепа, но и его колеса, позволяют оперативно отреагировать на спуск колес, который не ощутим на руле;

  • об износе сцепного устройства или ходовых частей, а также неравном давлении в шинах прицепа может говорить его виляние и дергание (при условии правильной загрузки и подбора транспортного средства к авто);

  • плавность движения и заблаговременное равномерное изменение скорости не только снижают нагрузку на агрегатные узлы тягача, но и исключают рывки при маневрах (важно на мокрой или скользкой дороге);

  • особого внимания (как минимум снижение скоростного режима) требует случай, когда диаметр колес прицепа меньше диаметра колес авто (в этом случае они будут совершать большее количество вращений на одинаковом отрезке пути и будут сильнее изнашиваться и нагреваться);

  • преодолевая подъемы и повороты, нужно стараться не превышать скорости в 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч – на второй, а на спусках – тормозить двигателем (для авто с прицепом это вообще основной способ торможения, так как в таких условиях прицеп замедляется плавно, равномерно и с минимальной нагрузкой на ходовую часть авто);

  • важно следить за тем, чтобы тормоза прицепа срабатывали немного раньше, чем тормоза автомобиля;

  • нужно избегать маневров с малым радиусом, особенно на высоких скоростях и при большой инерции, так как они легко приводят к складыванию;

  • чтобы избежать отброса с траектории, для любого маневра, особенно если речь идет об обгоне или разъезде, нужно крепко держать руль и оставлять запас в 4-5 раз больший, чем для таких же маневров на авто без прицепа;

  • не стоит пытаться ехать по кромке колеи с прицепом (даже автопоезд в таких условиях стянет в разные стороны), это будет приводить к развороту автопоезда и складыванию;

  • не нужно тормозить при разъезде со встречным транспортом, особенно если он крупногабаритный, а у вас – большая парусность прицепа, так вы избежите сброса прицепа с траектории;

  • важно внимательно относиться к крупногабаритному, даже попутному, транспорту, особенно следующему с большой скоростью, и держать запас тяги, чтобы иметь возможность выровнять прицеп при воздействии на него потоков воздуха (возможность выровнять траектории автомобиля и прицепа скоростью очень актуальна в большом количестве дорожных ситуаций, и это одна из многих причин низких скоростных ограничений для легковых авто с прицепами);

  • для затяжных подъемов и скольких участков нужно использовать только пониженные передачи и избегать остановок на уклонах и крутых обочинах.

Выполнение этих требований позволит минимизировать риск возникновения нештатных и аварийных ситуаций.


Читайте также: Правила крепления груза: простое решение непростой задачи


Автоприцепная техника AL-KO

Комплектующие и зачасти AL-KO для автомобильных прицепов дают возможность собирать прицепные устройства любой сложности и для любых задач. Продукция нашего производства полностью соответствует высоким стандартам качества, установленным в Европейском Союзе. На страницах каталога товаров вы можете ознакомиться со всем доступным ассортиментом и подобрать товары с учетом нагрузки и условий эксплуатации прицепов.


Для комфортного обслуживания транспортных средств мы предлагаем обращаться в сервисные центры наших авторизированных партнеров.