top of page

Управление автомобилем с прицепом: учитываем законы аэродинамики

Обновлено: 22 дек. 2021 г.

Вопрос, как влияет аэродинамика на управление авто с прицепом, интересует многих водителей, и потому мы решили посвятить этой теме отдельный материал.

Влияние аэродинамики на авто с прицепом важно, по меньшей мере, по двум причинам:

  • аэродинамика прицепа может оказывать влияние на расход топлива авто, и многих интересует, можно ли изменить это воздействие;

  • сопротивление встречному потоку ветра влияет на управляемость прицепом, и автолюбителей волнует, насколько это опасно.

Подобные вопросы нередко задают не только новоиспеченные, но и более опытные владельцы прицепов. Поэтому выделим ключевые тезисы, которые нам важны в первую очередь.


1. Экономия топлива

То, что расход топлива увеличивается с увеличением веса прицепа вряд ли вызывает сомнения, однако относительно влияния аэродинамики мнения разнятся. И здесь водители часто поднимают такие вопросы:

  • каков порог скорости, при котором сопротивление воздуха становится существенным;

  • насколько важны с точки зрения аэродинамики габариты прицепа и соотношение габаритов тягача и прицепа;

  • как влияет на поведение автомобиля с прицепом форма автопоезда и его составных частей.


2. Безопасность управления авто

Понимание вопроса безопасности у автолюбителей более очевидно, и потому здесь стоит выделить лишь два основных момента:

  • как учесть законы аэродинамики при разъезде с крупногабаритным транспортом;

  • как могут повлиять на управление автомобилем с прицепом боковые порывы ветра.


Что нам подсказывает опыт?

Многие водители, сталкивающиеся с управлением авто за городом, отлично понимают на собственном опыте, как влияет аэродинамика на авто с прицепом. Ведь ощущения при управлении авто при сильном встречном или боковом ветре заметны не менее, чем удар уплотненного воздуха при обгоне или разъезде с крупногабаритной фурой. Это особенно чувствуется в условиях ограниченного пространства.


А если действующие факторы пересекаются, их влияние заметно еще сильнее. Например, особенно явно можно заметить боковой встречный ветер, действующий на правый борт авто, во время обгона крупногабаритной фуры.

Что важно знать о законах аэродинамики?

Прежде всего, нужно отметить, что сопротивление воздуха возникает не только от действия встречного потока ветра, но и от завихрений, возникающих за прицепом. Причем действие второго фактора может быть даже сильнее первого.


Дело в том, что за движущимся объектом формируется разряженная область, в которую сворачивается поток воздуха и формирует вихрь. В результате автомобилю нужно прилагать больше усилий, чтобы выехать из зоны разреженного воздуха. В качестве аналогии можно представить поршень, который нужно вытащить при закрытом отверстии шприца.

Действие законов аэродинамики на практике

Некоторые автолюбители считают, что на малых скоростях с сопротивлением воздушного потока можно не считаться. Однако опытным путем водителями было подтверждено следующее:

  • на скорости до 60 км/час прирост расхода топлива в малолитражных авто с прицепом в зависимости от действия ветра может составлять до 25% (в сравнении с идеальными условиями полного штиля);

  • на скорости от 90 км/час прирост расхода уже может достигать 45%;

  • наличие низкого тента или открытого заднего борта на скорости до 90 км/час уменьшает прирост почти вдвое.

Эти цифры актуальны для таких условий:

  • четырехместный легковой седан и одноосный безтормозной бортовой прицеп;

  • движение происходит в условиях ровной дороги, без загрузки автомобиля и прицепа.

Если на прицепе установить тент со скосом вперед или назад, будут получены примерно одинаковые значения экономии. Снизить расход топлива почти в 2-2,5 раза в сравнении с тентом без скоса удается за счет:

  • уменьшения сопротивления встречному ветру, если тент установлен скосом вперед, однако тогда прицеп будет иметь собственный вихревой хвост;

  • сглаживания сопротивления от генерируемых при движении хвостовых вихрей за счет расположения скоса назад, хотя в этом случае возрастет действие лобового сопротивления воздуха.

Кроме того, вибрация покрытия тента тоже может создавать препятствия для свободного тока воздуха, создавая серии мелких завихрений.

Безопасность управления авто с прицепом с точки зрения аэродинамики

Чем легче прицеп и чем менее правильно он заполнен (например, центр массы смещен за заднюю ось), тем более вероятен его отброс в противоположною сторону от потока ветра. Особенно это опасно при разъезде с крупногабаритной фурой, так как прицеп может отбросить на встречную полосу.

Однако и лобовой поток воздуха небезопасен, особенно это касается тентов без скосов:

  • набегающий поток формирует неравномерное уплотнение;

  • направление ветра и движения авто редко идеально совпадают, а мягкая конструкция тента формирует движимую поверхность.

Действие этих факторов приводит к активному срыву уплотненного воздуха на боковые плоскости прицепа, что создает вихревые потоки на каждой из его стенок. И самая большая проблема здесь в том, что такие срывы могут быть переменны и способны вызвать резонансные колебания. Справедливости ради важно отметить, что давление на твердую стенку прицепа будет вызывать более ощутимый эффект на прицеп, чем при мягком тенте.

Как усовершенствовать форму авто с прицепом?

С точки зрения аэродинамики, идеальная форма не только прицепа, а всего автопоезда – капля. Однако даже если у вас обыкновенный прицеп обычной формы и классический небольшой седан, ситуацию можно улучшить. Достаточно будет купить аэробокс для вещей и правильно установить его на крышу авто. Кроме того, существуют и специальные обтекатели, которые устанавливают таким же способом.



Как еще уменьшить неблагоприятное действие аэродинамики?

Возможны и нестандартные решения. Например, можно использовать большой пикап с небольшим прицепом. Тогда борт пикапа будет генерировать большее сопротивление воздуху, чем весь прицеп целиком. Масса и габариты буксируемого транспортного средства здесь крайне малы по сравнению с тягачом, что вызовет минимальные изменения в расходе топлива и стабильности автопоезда.


Однако такой подход не говорит о том, что использовать, например, дом на колесах рационально лишь в случаях, когда размер авто больше размеров кемпера. Производители автодомов предлагают множество способов решения подобной проблемы:

  • прежде всего, важно оптимизировать форму и центр массы домов на колесах;

  • можно использовать специальные сцепные устройства с фрикционами, которые позволят компенсировать раскачивания кемпера в разных плоскостях;

  • помогут и дельтовидные оси, конструкция которых компенсирует не только действие потоков ветра, но и центростремительные силы, действующие на прицеп во время поворота;

  • и, конечно, актуально применение систем электронной стабилизации и курсовой устойчивости.


Автоприцепная техника AL-KO

Решения и технологии компании AL-KO позволяют создавать прицепы самой разной конструкции и сложности. Запчасти и комплектующие AL-KO для автодомов, прицепов, фургонов и малотоннажных грузовых авто соответствуют высоким стандартам качества, установленным в Европейском Союзе. На страницах каталога товаров вы можете познакомиться с ассортиментом продукции и подобрать товары с учетом нагрузки, а также выбрать аксессуары для прицепов, согласно требуемым условиям эксплуатации.


Для обслуживания техники мы предлагаем обращаться в сервисные точки наших официальных партнеров.


Важное дополнение

Если вы хотите знать больше об управлении авто с прицепом в разрезе действия законов аэродинамики, предлагаем ознакомится с:

Comments


bottom of page