top of page

Правила крепления груза: простое решение непростой задачи

Обновлено: 13 дек. 2021 г.

Задача надежного закрепления груза на автомобильном прицепе лишь на первый взгляд может показаться простой. Но на деле правильная фиксация груза – это в некоторой степени искусство, определяющее в том числе безопасность использования транспортного средства.

Для фиксации груза на бортовом прицепе, платформе или раме зачастую используют соответствующие стяжные ремни. Однако само по себе наличие стяжного ремня не гарантирует безопасной перевозки груза. Ведь по-хорошему в каждом конкретном случае характеристики стяжных ремней требуют точного расчета и вычисления в том числе углов их поверхностной увязки. Причем эти характеристики нужно определять с учетом центра массы и габаритов груза.


При расчете определяют не только количественные и качественные показатели крепежных приспособлений, но и способы их применения. И в качестве критических значений используют максимально допустимые нагрузки, вызванные изменением скорости транспортного средства. Дело в том, что груз обладает инерционными свойствами и способен сильно резко увеличивать напряжение в узлах крепежной конструкции. Отсюда и вычисляют в том числе предельные скорости движения автопоездов.

Приспособления для крепления груза

Прежде всего, нужно разобраться со способами крепления. Для фиксации груза с помощью всевозможных стяжных ремней, штанг, колодок и прочих элементов обычно используют соответствующие петли, зацепы, скобы и другие решения. Их устанавливают внутри кузова или прицепа так, чтобы части крепежной конструкции не выступали за пределы транспортного средства.


Борта или рама? Надежная опора для фиксации

Характеристики несущих элементов кузова тоже играют важную роль. Эти детали имеют пределы сопротивления нагрузке, и при превышении граничных значений часть напряжения передается стяжным ремням или другому крепежу.


А поскольку вся конструкция рассчитывается, согласно допустимым нагрузкам, при приближении к максимальной массе груза бортовая фиксация креплений может не выдержать. Поэтому согласно нормам крепить груз к бортам запрещается. Он должен быть зафиксирован независимо.



Чем закрепить груз?

Как уже говорилось, наиболее популярное решение для крепления груза в кузове или на прицепе – стяжные ремни. Их можно использовать в большинстве случаев. С помощью ремней можно даже зацепить и зафиксировать колеса перевозимого автомобиля. Однако все же для подобной транспортировки авто есть ограничения по массе и размеру. К тому же крепеж с помощью одних только ремней (без специальных колодок и контрольных лямок) возможен лишь в случаях, когда на платформе есть выемки для колес глубиной не менее, чем ⅙ диаметра колеса.


Если речь идет о специальном прицепе для перевозки колесной техники, то все необходимые крепежные приспособления часто поставляются в комплекте с транспортным средством и отвечают стандартам. В остальных случаях нужно помнить, что для комфортного и безопасного крепления груза, нужны:

  • ремни, как минимум, для каждого второго объекта, при их взаимном упоре;

  • колодки для фиксации катно-бочковых грузов (колес, рулонов и прочего);

  • протекторы для защиты груза от повреждения элементами крепления;

  • прокладки (защитные и зубчатые) для предотвращения ударов и сдвигов груза;

  • увязки – сверху, петлевая, рессорная, прямая и т.д.

Как правильно закрепить груз?

Нужно понимать, что существует огромное количество вариантов как самого груза и его упаковки, так и способов его транспортировки. В коммерческой практике грузоперевозок многое решается за счет стандартизации, но есть и общие очевидные правила:

  • загружать груз следует в соответствии с системой распределения допустимой осевой нагрузки на транспортное средство (в паспорте прицепа или автомобиля должна быть информация о характеристиках конструктивных узлов);

  • более легкие грузы всегда располагают сверху, а более тяжелые – снизу;

  • очередность загрузки прицепа или кузова должна проводиться с учетом очередности его разгрузки;

  • требуемое количество креплений для нежестких грузов всегда больше, чем для жестких;

  • фиксация груза с помощью ремня (крепление поверху) требует большего усилия, чем использование петлевой, рессорной или прямой увязки;

  • предохранительные профили (например, угловой) позволяют уменьшить количество ремней по отношению к секциям груза;

  • блокировка груза – отличный способ снизить нагрузку на элементы крепления за счет упора в части конструкции прицепа или кузова;

  • если не получается сделать блокировку по четырем направлениям, то необходимо выполнить дополнительную увязку, предотвращающую смещение и т.д.


Что еще важно учитывать при креплении груза?

В любом случае, для правильного закрепления груза нужно проверить:

  • вес груза и его соответствие допустимым нагрузкам;

  • надежность упаковки груза;

  • тип содержимого и т.д.

При перевозке груза большим грузовым транспортом для расчета основных параметров используют специальные программные приложения. Они учитывают общий регламент загрузки транспортных средств в соответствии с такими международными стандартами.

  • ISO 1496; ISO 1161. Контейнеры.

  • EN 12195-1. Расчет сил крепления.

  • EN 12195-2. Прижимные ремни из синтетических волокон.

  • EN 12195-3. Прижимные цепи.

  • EN 12195-4. Прижимные тросы.

  • EN 12640. Места крепления.

  • EN 12641-1. Тенты. Минимальные требования к прочности и крепежным деталям. Съемные кузова и коммерческие транспортные средства.

  • EN 12641-2. Тенты. Минимальные требования к транспортным средствам с тентом. Съемные кузова и коммерческие транспортные средства.

  • EN 12642. Прочность конструкции кузова транспортного средства.

  • EN 283. Требования к испытаниям съемных кузовов.

  • EN 284. Требования к конструкции съемных кузовов.

  • ISO 27955. Крепления грузов в пассажирских автомобилях и многоцелевых транспортных средствах. Требования и методы испытания.

  • ISO 27956. Надежное крепление груза в развозных фурах.

Также по ссылке вы можете скачать рекомендации Международного Союза Автомобильного Транспорта IRU, основанные на этих стандартах.


Автоприцепная техника AL-KO

Решения AL-KO в сфере грузоперевозок отвечают самым высоким стандартам качества, установленным в Европейском Союзе. На странице каталога автомобильных комплектующих вы можете ознакомиться с ассортиментом бортовых замков и шарниров, а также с разнообразием петель и скоб крепления груза от AL-KO. Здесь вы легко подберете и другие аксессуары для легковых прицепов. Заказать комплектующие можно, обратившись в сервисные центры наших партнеров.

bottom of page